Как оформить заявление об установлении факта принятия наследства?

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Заявление на согласие о принятии наследства оформляется для подтверждения согласия наследника на принятие объектов, переданных по наследству. Документ подается в нотариальную контору, сотруднику, который занимается наследственным делом умершего человека. Помимо нотариуса такие акты принимает суд, если наследник хочет доказать свои права на получение наследства через иск в судебный орган. В суд обращаются лица, не обратившиеся к нотариусу по прошествии 6 месяцев после смерти родственника или другого близкого человека.

Для чего необходимо заявление?

После смерти человека нотариус открывает наследственное дело, в котором архивируется информация и бумаги, собранные им. Работник оповещает потенциальных наследователей и они обязаны прийти в нотариальную контору с заявлением. Наследники подают отказ от наследства или согласие. Заявление об установлении факта принятия наследства необходимо для того, чтобы лицо могло получить объекты, переданные ему родственником или другим близким человеком после смерти. Без акта наследник не получает объекты наследования.

Человек, согласившийся получить наследство, приходит с документом о согласии и с заявлением на получение свидетельства о праве на наследуемое движимое и недвижимое имущество к нотариусу. Нотариус выдает ему свидетельство, после чего лицо имеет право собственности на всю полагающуюся ему наследственную массу.

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Как оформить?

Чтобы получить наследство после смерти человека, нужно обратиться с заявлением к нотариусу в течение 6 месяцев после случившегося. Если это условие не было соблюдено, то в дальнейшем получить наследство можно только через суд. Заявление об установлении факта принятия наследства имеет ряд определенных нюансов. Подающий бумаги нотариусу имеет право написать в документе две просьбы: установление самого факта наследования и выдача специального свидетельства о праве на наследственную массу. Акт пишется лицом только самостоятельно, собственноручно.

Содержание заявления:

  • В начале документа пишется его название, дата и место составления;
  • Пишутся данные сотрудника нотариата, ФИО, должность, фактический и юридический адрес конторы и т. д.;
  • Записывается информация из паспорта наследника;
  • Затем записывается информация из свидетельства о смерти наследодателя и информация о родстве сторон, если она имеется. Либо, если наследство было передано по завещанию, записывается информация из завещания;
  • Текст о согласии лица принять наследственную массу;
  • Если есть другие наследники, то их перечисление;
  • Подпись заявителя, нотариуса и печать.

Вся информация о подаче документов о наследстве в нотариальную контору регулируется статьей 1152 Гражданского Кодекса Российской Федерации.

Образец оформления заявления можно скачать по ссылке.

При обращении в суд как составляется?

Если все же наследник не обратился в нотариальную контору после смерти наследодателя в течение 6 месяцев, то в дальнейшем он сможет получить наследство только через судебные органы. Направить иск в суд на получение права на собственность нужно если лицо по объективным причинам не успело обратиться в нотариальную контору, но наследство получило. То есть фактически объекты используются наследником, но прав на них он пока не имеет. Фактическое использование — это когда лицо совершает какие-либо действия с полученным объектом, улучшает, модернизирует, оплачивает, использует, возвращает долги умершего и т. д.

Заявление в суд об установлении факта принятия наследства пишется также, как и заявление в нотариальную контору, но тут присутствуют определенные нюансы. В начале документа пишется не ФИО нотариуса и адрес конторы, а информация о районном судебном органе, куда обращается заявитель. Также добавляется объяснительная информация, почему заявитель не обратился к нотариусу в указанные сроки. Нужны будут и доказательства того, что наследник имеет права на наследственную массу. Доказательством может служить завещание, родство, непосредственное использование имущества, фотографии, письменные показания свидетелей, расписки и т. д. Чем больше бумаг будет собрано, тем скорее заявитель получит права. Госпошлина за предоставление такого рода услуг — около 200 рублей.

Образец составления искового заявления можно скачать по ссылке.

Необходимые документы

Чтобы получить наследство, нотариуса предоставляется паспорт, заявление об установлении факта принятия наследства и заявление о выдаче свидетельства на право собственности наследственной массой.

Список документов для суда больше:

  • Основной акт и копии этого документа для каждой стороны, для суда, нотариуса и других заинтересованных официально третьих лиц;
  • Оригиналы документов и их копии, удостоверяющие описанные в основном заявлении доказательства;
  • Квитанция об оплате государственной пошлины;
  • Оригиналы и копии свидетельства о рождении заявителя и свидетельства о смерти умершего;
  • Если есть завещание, то его копия, заверенная у нотариуса;
  • Письменные доказательства свидетелей, фотографии, расписки и т. д.

Копии всех бумаг нужно приложить к заявлению в суд об установлении факта принятия наследства. В суде могут потребоваться и другие дополнительные документы, поэтому перед подачей иска в суд лучше обратиться в секретариат за получением информации о полном списке необходимых бумаг.

Особенности подачи заявления

Рекомендуется не затягивать с подачей заявления нотариусу, этот процесс проходит быстрее и проще в нотариальной конторе. Если наследник затянул с подачей заявления и прошел срок — 6 месяцев, нужно будет подать заявление в суд об установлении факта принятия наследства. Суд откажется рассматривать поданные документы, если стороны наследования находятся в конфликтной ситуации и спорят о том, кто имеет право на наследство, а кто не имеет. В таком случае судебный орган предложит сторонам раздел наследованного имущества.

При принятии судом положительного решения в пользу заявителя, он обязан обратиться в нотариальную контору за свидетельством о наличии прав на наследованное имущество. Без этого свидетельства лицо не имеет прав на его использование, хранение, улучшение и т. д.

Бесплатная консультация юриста по телефону:
-->