Можно ли аннулировать доверенность?

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Выданный доверительный акт может быть отозван до истечения срока действия. Для этого предусматривается определенная процедура, исполнение которой обязательно для доверителя. Порядок действий одинаков как для аннулирования простой доверенности, так и для упразднения документа, заверенного нотариусом.

Когда это необходимо?

Законодательство не предусматривает определенных оснований, по которым может возникнуть необходимость аннулирования доверенности. На основе правовой практики к подобным причинам относят следующие ситуации:

  • отказ представителя от дальнейших действий в рамках полученных полномочий;
  • потеря доверия к представителю, его замена другим лицом;
  • прекращение обстоятельств, вызвавших необходимость оформления доверительного акта (в случае инвалидности — излечение, и, как следствие, потеря необходимости получения пенсии другим лицом по доверенности).

В последний пункт включаются ситуации, когда представитель выполнил надлежащие предписания и в его услугах больше нет необходимости. Также учитываются случаи, когда доверительный акт был оформлен на время болезни или отсутствия доверителя. Соответственно, возможность представлять свои интересы самостоятельно влечет за собой упразднение переданных полномочий.

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Отзыв доверенности, составленной в простой форме

Для аннулирования доверительного акта, оформленного в простой письменной форме, требуется направление соответствующего уведомления представителю. Документ передается лично или направляется почтой заказным письмом с уведомлением по месту жительства указанного лица. Если таковое неизвестно, документ направляется по последнему адресу.

Важным аспектом является получение письменного подтверждения о получении уведомления о прекращении полномочий. Подобная бумага становится свидетельством о выполнении предписанной процедуры. Если уведомление об аннулировании передается лично, представитель должен выдать расписку о его получении.

Следующим шагом является получение выданной доверенности. Представитель выдает ее сразу. Отказ от выдачи может трактоваться как мошенничество и допускает обращение в правоохранительные органы.

Обязательным действием доверителя при аннулировании доверенности также становится соответствующее уведомление контрагентов. Составляется такой документ по схожим предписаниям. Круг лиц, которые должны быть уведомлены, зависит от тех полномочий, которые были определены доверительным актом.

Аннулирование заверенной доверенности

Процедура аннулирования доверенности, заверенной у нотариуса, производится по аналогичному порядку действий. Основное отличие – обращение к заверившему акт юристу с заявлением для упразднения соответствующей записи в реестре.

В заявлении указываются определенные аспекты к процедуре аннулирования доверенности. По желанию доверителя, нотариус самостоятельно направляет уведомление представителю и контрагентам. Доверительный акт возвращается как заявителю, так и юристу.

Оформление уведомления

Уведомление об аннулировании доверенности, направляемое представителю и контрагентам, составляется по одинаковым правилам в простой письменной форме. В документ включается следующая информация:

  • дата составления;
  • наименование юридического лица или имя доверителя;
  • полное имя адресата, если уведомление направляется контрагенту – полное название соответствующего учреждения;
  • реквизиты аннулируемой доверенности, дата ее составления, переданные и соответственно прекращаемые полномочия;
  • подпись доверителя, если им выступает юридическое лицо – проставление печати.

Ссылка на реквизиты доверительного акта приводится в основном тексте уведомления, вместе с указанием на аннулирование переданных полномочий.

Скачать образец уведомления об аннулировании доверенности

Важные моменты процесса

При аннулировании доверенности следует обратить внимание на определенные нюансы. Не требуется направлять уведомление об аннулировании в ситуации, когда доверенность упраздняется по предписанным законодательством причинам. К таковым относятся:

  • прекращение срока действия документа – если он не указан, доверительный акт действует в течение года с момента подписания;
  • смерть доверителя или представителя;
  • упразднение юридического лица, от имени которого оформлено представительство.

При передаче полномочий от юридического лица следует учитывать, что они не прекращаются вследствие увольнения сотрудника. Для аннулирования доверенности должна быть соблюдена соответствующая процедура.

Если доверительный акт предполагает широкий спектр полномочий, не конкретизированный определенными действиями и учреждениями, процедура уведомления всех возможных контрагентов достаточно сложна для реализации. Опасения мошеннических действий возникают в тех случаях, когда представитель отказывается от возврата документа.

В такой ситуации уведомление направляют в управление Росреестра по месту нахождения недвижимости, в ГИБДД, в иные органы, через которые могут быть проведены сделки с имуществом доверителя. Также обращаются в правоохранительные органы.

Бесплатная консультация юриста по телефону:
-->