Государственная регистрация договора аренды земельного участка

При осуществлении любых операций с недвижимостью, таких как продажа, дарение либо аренда, необходимо заключить договор. Государственная регистрация документа обязательна, и является единственным подтверждением права собственности. О том, когда провести регистрацию земельного участка и каким образом это сделать, расскажет эта статья.

Нужно ли регистрировать?

Аренда земельного участка — это передача объекта во временное пользование третьему лицу. За наем изымается определенная плата. Таким образом, стороны договариваются о взаимовыгодных условиях, что предусматривает заключение соглашения. Договор об аренде — это документ, который обладает юридической силой и может привлекать стороны к административной и уголовной ответственности. Однако, основное назначение контракта — гарантировать законное совершение сделки на возмездной основе. При заключении соглашения участвуют две стороны: арендодатель — собственник земельного участка и арендатор. Закон не обязывает заверять документ у нотариуса, однако, для чистоты проведения сделки рекомендуется консультироваться с юристами. Помимо этого, требуется зарегистрировать документ в Росреестре.

В условия договора входят обязательства сторон, а также:

  • срок найма земельного участка;
  • стоимость;
  • правила пользования землей, ограничения;
  • временное оформление правоустанавливающих документов (если требуется);
  • начисление пени за задержку оплаты;
  • расторжение договора в одностороннем порядке;
  • возмещение ущерба;
  • случаи повышения арендной платы и др.

Важно учитывать, что за сдачу недвижимости в аренду изымается государственный налог — 13 процентов от стоимости. Обязательства по выплате НДФЛ иногда возлагаются на арендатора. Это условие также требуется включить в договор, чтобы в последствии у сторон не возникали имущественные споры.

Где регистрировать?

После подписания, договор требуется зарегистрировать в Федеральной службе госрегистрации, кадастра и картографии (Росреестре). Таким образом, вносятся учетные данные и арендатор становится официальным временным собственником земельного участка. Без регистрации, сделка не несет правовые последствия для сторон и является незаконной.

В Росреестр необходимо предоставить соглашение о найме земельного участка, если:

  • длительность аренды более года;
  • одна из сторон — юридическое лицо.

Соглашение о найме недвижимости оформляется письменно, в двух экземплярах. Если сделка заключается на минимальный срок (до 1 года) или неопределенное время, государственная регистрация документа не требуется.

Порядок действий

Для того чтобы зарегистрировать договор аренды, требуется обратиться в Росреестр по месту нахождения земли. В государственные органы предоставляются правоустанавливающие документы. Помимо этого, любые изменения условий сделки, а также расторжение контракта требуется внести в учет.

Порядок регистрации договора аренды земельного участка:

  • написание заявления о постановке на учет временного владельца земли;
  • государственная проверка подлинности документов;
  • оплата государственной пошлины (2 000 рублей для физических лиц и 22 000 р. для организаций);
  • выдача временного свидетельства права собственности и возврат соглашения арендодателю.

Процедура госрегистрации договора аренды земли занимает от 3 до 7 дней.

Список документов

Для того чтобы законно оформить сделку найма земельного участка, необходимо присутствие сторон.

Документы для регистрации договора аренды земельного участка:

  • заявление от арендодателя;
  • паспорта участников сделки;
  • свидетельство права собственности;
  • соглашение о найме;
  • приложение к контракту (о пролонгации, внесении изменений или расторжении соглашения);
  • квитанция по оплате госпошлины.

Заявление

Бланк заявления предоставляется в офис Росреестра. При подаче, должны присутствовать обе стороны сделки. Документ составляется собственником земельного участка, либо арендатором, по желанию.

Заполняя заявление для регистрации договора аренды требуется указать:

  • наименование регистрирующего органа;
  • адрес местонахождения;
  • паспортные данные заявителя;
  • ФИО арендатора;
  • данные об объекте недвижимости;
  • номер свидетельства о регистрации права собственности;
  • адрес земельного участка;
  • список прилагаемых документов;
  • дата, подпись.

Скачать образец заявления для государственной регистрации договора аренды земельного участка по ссылке.

Отказ в регистрации

Государственные органы могут приостановить регистрацию соглашения, если:

  • документы заполнены неверно;
  • заявка подана повторно;
  • на земельный участок наложен арест либо обременение;
  • одна из сторон отзовет документы.

Также, при проверке документов может возникнуть сомнение в подлинности контракта. В этом случае, Росреестр откажет в регистрации.

Возможные причины для отказа в регистрации договора аренды земли:

  • с заявлением обратилось ненадлежащее лицо;
  • бумаги не соответствуют требованиям законодательства РФ;
  • свидетельство права собственности признано недействительным;
  • отсутствие прав на земельный участок;
  • сторона подписывала договор об аренде, находясь под давлением;
  • недостаточное количество поданных документов;
  • недвижимость не зарегистрирована в кадастре.

Что будет, если договор аренды земельного участка не зарегистрирован?

По законодательству РФ, любая операция с недвижимостью должна быть подтверждена в государственном органе. Если договор об аренде составляется на срок менее года, госрегистрация не требуется. В остальных случаях, сделка признается незаконной.