Как оформить договор купли-продажи лодки?

На территории современной Российской Федерации находится огромное количество водоёмов. По этой причине широко развивается не только водный промысел, но и соответствующее хобби. Но и для профессиональной деятельности, и для приятного времяпрепровождения рассматриваемого типа необходим соответствующий транспорт. Наибольшей популярностью среди покупателей пользуются маломерные судна, к которым относится следующий водный транспорт:

  • Гидроциклы;
  • Парусники;
  • Байдарки;
  • Катамараны;
  • Катера;
  • Плавучие дома или дачи (хаусботы);
  • Моторные, надувные и гребные лодки.

Самыми универсальными и популярными из перечисленных судов являются лодки всех разновидностей. Однако при покупке или реализации лодки или иного маломерного судна обязательно заключается договор купли-продажи. Но что представляет собой рассматриваемый контракт? Каковы требования к его оформлению и содержанию? Какие лодки подлежат обязательной регистрации на основании договора купли-продажи? Ответы на изложенные выше вопросы находятся в данной статье.

Требования к договору

В соответствии с действительным регламентом актуального Гражданского кодекса Российской Федерации, договор купли-продажи представляет собой документ, удостоверяющий факт проведения сделки по реализации или приобретению имущества или товара любого типа. При оформлении договорённости рассматриваемого типа должны присутствовать обе стороны соглашения. Таковыми являются:

  • Продавец (реализатор) – физическое или юридическое лицо, передающее право собственности третьему лицу на основании соответствующего контракта;
  • Покупатель – гражданин или предприятие, приобретающее товар у продавца;
  • Посредник (при необходимости) – лицо, представляющее интересы одного из партнёров по контракту и взаимодействующие от его имени с другой стороной соглашения.

Договор купли-продажи лодки является типовым контрактом подобного рода. Это означает, что процедура составления соглашения достаточно проста. Однако в процессе оформления данного акта необходимо учитывать его структуру и планомерно освещать все обязательные сведения, которые указываются в договоре купли-продажи лодки. Таковыми являются:

  • Тип маломерного судна;
  • Стоимость лодки;
  • Вид мотора и его технические характеристики (при необходимости);
  • Дата и место оформления данного документа.

Если сторонами являются юридические лица, договор купли-продажи лодки должен скрепляться печатью каждого из предприятий.

Список документов для нотариального заверения договора купли-продажи

В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, нотариальное заверение договора купли-продажи лодки не является обязательной процедурой. Однако услугами нотариуса не рекомендуется пренебрегать по следующим причинам:

  • Нотариально заверенное соглашение обладает большей легитимностью;
  • В случае потери настоящего контракта, его легко восстановить, так как один экземпляр договора купли-продажи лодки хранится у заверившего его нотариуса;
  • В случае возникновения необходимости обращения в суд, оформленный должным образом контракт послужит дополнительным доказательным материалом в пользу продавца или покупателя.

Для заверения договора купли-продажи лодки в нотариальной конторе продавец должен предоставить следующий пакет документов:

  • Удостоверение личности (или реквизиты предприятия);
  • Правоустанавливающие документы на лодку;
  • Заводская документация на маломерное судно и мотор (если лодка – моторная);
  • Судовой билет.

Гражданину, покупающему лодку, достаточно принести в нотариальную контору собственное удостоверение личности. Если покупатель является юридическим лицом, его официальному представителю необходимо иметь при себе следующие акты:

  • Свидетельство о регистрации предприятия в Госреестре юридических лиц;
  • Доверенность на сотрудника, представляющего интересы фирмы-покупателя;
  • Паспорт законного представителя.

Стоимость нотариального заверения договора купли-продажи маломерного судна варьируется от 800 до 2000 рублей – в зависимости от компетенции нотариальной конторы и города Российской Федерации, на территории которого она располагается. В присутствии партнёров по контракту, уполномоченный нотариус зачитывает текст соглашения вслух, удостоверяет дееспособность сторон и легитимность сделки. Вся процедура займёт не более нескольких часов.

Оформление договора

Для наиболее верного оформления любого соглашения необходимо иметь представление о его типовой форме. Содержание договора купли-продажи лодки подчиняется следующей структуре:

  • Наименование – «Договор купли-продажи лодки»;
  • Порядковый номер составленной договорённости;
  • Место и дата заключения текущего контракта;
  • Подробные реквизиты сторон (идентификационные и контактные);
  • Подробное описание предмета договора (маломерного судна) со всеми его заводскими и техническими характеристиками;
  • Определение обязанностей, полномочий и меры ответственности продавца и покупателя;
  • Определение суммы и способа расчёта за реализуемое / приобретаемое маломерное судно;
  • Алгоритм разрешения спорных ситуаций;
  • Определение срока действия рассматриваемой договорённости;
  • Дополнительные положения текущего контракта ( в частности, указание количества изданных экземпляров настоящего договора купли-продажи лодки);
  • Фискальные реквизиты и адреса сторон;
  • Личные подписи и юридические печати продавца и покупателя.

Скачать образец договора купли-продажи лодки или иного маломерного судна можно по следующей ссылке:

В случае если рассматриваемый документ оформляется у нотариуса, сторонам предоставляется специфический нотариальный бланк. Если договор купли-продажи составляется самостоятельно, то используется стандартная бумага формата А4. Бланк контракта заполняется аккуратным, разборчивым почерком, без помарок, исправлений и грамматических ошибок. Не допускаются сведения, полностью или частично являющиеся недостоверными. Соглашение, оформленное неверно, не наделяется юридической силой.

Регистрация лодок и моторов

Приказ Правительства Российской Федерации «Об утверждении Правил государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» № 500 принят 25 июня 2005 года. Согласно данному нормативному акту, определённые типы маломерных судов подлежат обязательной регистрации в ГИМС и ежегодному техническому осмотру. Данные меры приняты для упразднения угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций. Но для каких лодок требуется регистрация?

В соответствии с правилами владения маломерными судами, утверждёнными Приказом Правительства РФ № 500, регистрации подлежат следующие лодки:

  • Весящие более 200 килограмм;
  • Длиной более 20 метров;
  • Вмещающие более 12 человек (включая экипаж);
  • С моторами, мощность которых превышает 8 киловатт.

Для прохождения процедуры регистрации владельцу маломерного судна следует обратиться в подразделение ГИМСа по месту жительства со следующим пакетом документов:

  • Удостоверение личности;
  • Договор купли-продажи;
  • Акт приема-передачи;
  • Техническая документация лодки.

Внимание! Если мотор у лодки съёмный, он регистрируется отдельно.

Процесс регистрации маломерного судна займёт не более часа. В результате данной процедуры выдаётся свидетельство о регистрации и сертификат на техосмотр рассматриваемого водного транспорта в течение последующего года.

Если у Вас есть вопросы, проконсультируйтесь у юриста
Задать свой вопрос можно в форму ниже, в окошко онлайн-консультанта справа внизу экрана или позвоните по номерам (круглосуточно и без выходных):
  • +7 (499) 404-01-39 — Москва и обл.;
  • +7 (812) 494-88-69 — Санкт-Петербург и обл.;
  • +7 (499) 404-01-39 — все регионы РФ.